Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Оборот алкоголя, не зафиксированного в ЕГАИС

 

 

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что контролирующие органы, выявившие во время проверок соблюдения требований алкогольного законодательства факт оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), привлекают налогоплательщиков к административной ответственности, а алкогольную продукцию конфискуют. Правы ли контролирующие органы? Какую позицию занимают судьи? Об этом - в настоящей статье.

 

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены в Федеральном законе N 171-ФЗ*(1). Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. В соответствии с п. 1 ст. 10.2 данного закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

- товарно-транспортной накладной (ТТН);

- справки, прилагаемой к ТТН (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ), по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864;

- справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (п. 2 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Также в силу п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещен оборот:

- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего закона;

- алкогольной продукции без сертификатов соответствия или декларации о соответствии, либо без маркировки согласно ст. 12 настоящего закона, либо с маркировкой поддельными марками. Так, на основании положений п. 3 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ федеральная специальная (для продукции российского производства) и акцизная (для импортной продукции) марки являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, а также документами осуществления контроля за уплатой налогов, носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС;

- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 данного закона (например, требование о передаче информации в ЕГАИС не распространяется на учет розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции организациями-производителями на территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Порядок фиксации сведений об алкогольной продукции в ЕГАИС установлен Федеральным законом N 171-ФЗ, постановлениями Правительства РФ N 522 *(2) и 873 *(3). В пункте 1 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ отмечено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, на основании решений уполномоченных органов изымаются, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 настоящего закона.

Частью 4 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией: штраф юридическому лицу в размере от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В деле, рассмотренном ФАС ЗСО (Постановление от 20.01.2011 N А46-9965/2010), при проведении проверки общества Росалкогольрегулированием был установлен факт хранения на складе алкогольной продукции, которая не зафиксирована в ЕГАИС. Данное обстоятельство контролирующий орган расценил как осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, а на продукцию был наложен арест. Арбитры, исходя из положений ст. 2.1 КоАП РФ, Федерального закона N 171-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 522, пришли к выводу, что в действиях общества отсутствуют состав административного правонарушения и нарушение условий, предусмотренных лицензий. Обосновывается этот вывод тем, что общество не имело возможности проконтролировать наличие сведений в ЕГАИС о закупаемой им продукции, поскольку доступ к сведениям ЕГАИС ограничен, проверить нахождение в данной системе сведений об алкогольной продукции имеет возможность только уполномоченный на то государственный орган. Обществом были приняты все меры по проверке легальности приобретаемой, хранимой и реализуемой алкогольной продукции: в наличии были необходимые сопроводительные документы, на алкогольной продукции были федеральные специальные и акцизные марки, удостоверяющие легальность оборота данной продукции. При этом в силу п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ требование о передаче информации ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

К сведению. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

 

Кроме того, в материалах дела были доказательства, свидетельствующие о возможных технических сбоях в ЕГАИС, что не отрицает и Росалкогольрегулирование. Довод контролирующего органа о том, что арестованная им алкогольная продукция находится в незаконном обороте, вследствие чего подлежит изъятию, также был отклонен судом, поскольку наличие на ней федеральной специальной марки (полученной производителем в установленном порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС. В силу п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, п. 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, поскольку в привлечении общества к административной ответственности было отказано, суд пришел к выводу, что налогоплательщик является законным владельцем спорной алкогольной продукции. Данная продукция не изъята из оборота и доказательств ее нелегальности контролирующим органом не представлено, поэтому она должна быть возвращена обществу. В Постановлении ФАС ВВО от 26.02.2010 N А28-14101/2009 арбитры также пришли к выводу, что наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки (полученной производителем в установленном порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС.

В другом деле (Постановление ФАС СЗО от 04.05.2010 N А66-12842/2009) также в ходе проверки на оптовом складе была выявлена алкогольная продукция, на которую имеются необходимые сопроводительные документы от поставщика (ООО "ХХХ"), однако информация об объеме производства этой продукции не зафиксирована и не передана в ЕГАИС производителем (ЗАО "NNN"). Контролирующий орган также решил, что спорная алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота ввиду ее реализации без первоначальной фиксации заводом-производителем в ЕГАИС. Судьи установили, что хранение алкогольной продукции на складе осуществлялось при наличии документов, указанных в п. 1 ст. 10.2, п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ. При этом общество не производит на территории РФ и (или) не ввозит на территорию РФ алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в связи с чем должно руководствоваться п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ. Соответственно, отсутствие фиксации и передачи информации в ЕГАИС об объеме закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в организациях, не осуществляющих производство на территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей продукции, не свидетельствует о незаконности оборота такой продукции, и значит, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС ВСО от 23.11.2010 N А33-9892/2010.

 

* * *

 

Итак, несмотря на то, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции разрешен только после фиксации информации о данной продукции в ЕГАИС, обязанность внесения необходимых сведений в ЕГАИС возложена на производителя соответствующей продукции. При этом, как указывают арбитры, способов проверки наличия необходимых сведений в ЕГАИС действующим законодательством не предусмотрено, также отсутствует и обязанность покупателя проверять указанные сведения. Соответственно, при наличии всех необходимых сопроводительных документов на алкогольную продукцию отсутствие сведений в ЕГАИС не является основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, а также для изъятия у него данной продукции.

 

О.А. Фролова,

эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

 

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2011 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

*(2) Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

*(3) Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 873 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции".

 

 



03 мая 2011
00:00
Поделиться
;