Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Важно учесть интересы регионов и муниципалитетов

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Сергей Катанандов и первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Николай Максюта высказались о разграничении полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением.

 

«Председатель нашего комитета Степан Киричук входит в состав комиссии, занимающейся вопросами разграничений полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением. Члены комитета помогают ему в формировании общей позиции», - сообщил Сергей Катанандов.

«С одной стороны, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», казалось бы, состоялся, - размышляет сенатор. - Люди на местах научились передавать полномочия с одного уровня на другой без помощи федерального и регионального центров. С другой, в наш комитет продолжают поступать сотни предложений из регионов по дальнейшей передаче полномочий». Часть из них, по мнению С. Катанандова, следует поддержать, однако некоторые федеральные министерства и ведомства категорически отрицают возможность передачи тех или иных полномочий. «Очевидно, что простых решений не будет», - констатирует сенатор.

Говоря о проблеме разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами, С. Катанандов поддержал позицию Президента и Председателя Правительства России, состоящую в том, что количество федеральных структур на местах избыточно. Это влечёт излишний контроль за деятельностью региональной власти, кроме того, дорого и неэффективно, отметил он. Сенатор полагает, что дискуссия на эту тему продолжится и после того, как правительственная комиссия закончит свою работу.

Основная проблема для власти на местах - отсутствие достаточных средств на исполнение своих полномочий, подчеркнул заместитель председателя комитета СФ. «Надо понимать, что Министерство финансов вынуждено будет ещё не раз возвращаться к этой теме. В свою очередь Совет Федерации обязуется постоянно держать на контроле этот вопрос, в том числе при формировании федерального бюджета на 2012-2013 годы. Не стоит забывать, что в России только 20 регионов могут сформировать профицитный бюджет, остальные субъекты – дефицитные», - обратил внимание сенатор.

На его взгляд, пересмотра требует налоговая политика. «Федеральный Центр должен поделиться теми налогами, что легко собираются. Тогда регионы смогут сами решать проблемы, - считает С. Катанандов. - Нет ничего плохого в том, чтобы вспомнить международную практику и вернуться к налогу с продаж. В Нью-Йорке, Париже он в полном размере поступает в муниципалитеты».

После того, как комиссия по разграничению полномочий между органами госвласти и местным самоуправлением закончит работу, её решения, вероятно, в виде законопроектов поступят в парламент, продолжил сенатор. Он не уверен, что все их удастся рассмотреть за эту сессию, но не исключает, что  решение отдельных вопросов будет оперативным.

В свою очередь, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Николай Максюта считает, что передавать полномочия в регионы и местному самоуправлению нужно не спеша, обдумывая каждый шаг. «Указания Президента страны, безусловно, необходимо выполнять, но при этом не наломать дров», - подчеркивает он.

По мнению сенатора, не стоит передавать регионам все полномочия. «Например, в части борьбы с пожарами. Проблема мне знакома на примере Волгоградской области, где я много лет проработал губернатором. Сначала необходимо создать пожарные части в районах, снабдить необходимой техникой, отладить механизм финансирования. На сегодняшний день это есть далеко не везде. Доказательства тому мы видели прошлым летом, когда горели леса, поля и даже поселения», - сказал он.

Суть Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предельно ясна. В нем есть перечень из 28 полномочий, которые передали поселениям, однако исполнить их в полном объеме не может почти ни одно из них, отметил Н. Максюта. Причина, на его взгляд, вовсе не в отсутствии желания региональных и местных органов власти, а в недостатке средств. «Например, в Волгоградской области 90 процентов бюджета - это социальные выплаты. А где деньги на развитие? При таких условиях его не будет», - указал сенатор.

Сегодня у регионов забирают доходы, а затем возвращают их в виде субвенций и субсидий. Эту практику парламентарий назвал порочной, поскольку не каждый регион может доказать, какой объем средств ему необходим. Он считает необходимым пересмотреть налоговую политику, например, передать регионам налог на водные ресурсы, пересмотреть размер налога на имущество. «А вот акцизы на алкоголь и нефтепродукты я бы передавать не спешил, поскольку не во всех субъектах Федерации есть такое производство».

В работе по разграничению полномочий важно учесть интересы регионов и муниципалитетов, подчеркнул Н. Максюта. Он с сожалением отметил, что многие субъекты Федерации подошли к подготовке предложений для правительственной комиссии по вопросам разграничения полномочий формально.



28 октября 2011
00:00
Поделиться
;