Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Вниманию участников госзакупок! О поправках в законодательстве о контрактной системе

С 1 июля т.г. вступили в силу значительные поправки в порядок проведения закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Все вводимые нововведения призваны упростить систему государственных закупок и сделать ее более «прозрачной». Потенциальным поставщикам и заказчикам придется приготовиться к дополнительным тратам.

По отдельным новациям есть переходные периоды. Важно внимательно изучить новые требования законодательства и четко им следовать.

Основные поправки связаны с переводом «бумажных» процедур закупок (открытый конкурс, запрос предложений и запрос котировок) в электронные, но и также затрагивают ранее действующий порядок проведения электронных аукционов.

До конца 2018 года допускается проведение указанных процедур в бумажном виде. С 1 января 2019 года проведение закупок не в электронном виде будет приравниваться к грубому нарушению законодательства. В бумажной форме можно будет проводить закупки только в исключительных случаях.

Прежде всего, с 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для подписания своих заявок, подаваемых на участие в электронных процедурах закупок.

Такие сертификаты создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими соответствующую аккредитацию.

Необходимо удостовериться, соответствует ли имеющаяся у участника закупки электронная подпись всем требованиям.

Кроме того, предполагается, что с 1 января 2019 года в единой информационной системе заработает единый реестр участников закупок.

В связи с чем, если компания хочет принимать участие в электронных закупках, она обязана пройти регистрацию в течение 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, что позволит ей получить аккредитацию сразу на всех электронных площадках.

При этом по 31 декабря 2019 года включительно участники смогут подавать заявки на участие в электронных процедурах и участвовать в таких процедурах с действующей аккредитацией, полученной до 1 января 2019 года на электронной площадке.

Это нововведение существенно облегчит жизнь участникам закупок: вместо подготовки отдельного пакета документов для регистрации на каждой электронной площадке теперь это нужно будет сделать единожды в единой информационной системе в сфере закупок, что позволит автоматически получить аккредитацию на три года на всех электронных площадках.

Рекомендуем участникам закупок не ждать, когда закончится ранее действующая аккредитация, а пройти регистрацию в единой информационной системе в начале 2019 года.

И регистрация в системе, и аккредитация на электронных площадках будут для участников бесплатными.

Что касается самих электронных площадок, то Правительство Российской Федерации утвердило перечень из 8 операторов, на площадках которых можно будет проводить электронные закупки по Закону № 44-ФЗ и закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону № 223-ФЗ.

Эти площадки начнут свою работу по новым правилам после подписания соглашения с ФАС и Минфином России. До этого момента закупки по Закону № 44-ФЗ будут проходить на ранее отобранных площадках, а закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону № 223-ФЗ не обязательно проводить в электронной форме.

При этом операторы электронных площадок получили возможность взимать плату с участников закупок.

Предельный размер платы с лица, с которым заключается контракт, утвержден в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не может превышать 5 тыс. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). По спецторгам для субъектов малого предпринимательства такая предельная плата составит не более одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не более чем 2 тыс. рублей.

Существенные изменения коснулись обеспечения заявок.

Ранее заказчики обязаны были устанавливать требование о представлении обеспечения заявки. Теперь делать это обязательно только в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей. Требования в равной степени распространяются на всех участников, за исключением казенных учреждений. Последние освобождаются от предоставления обеспечения.

Денежные средства в качестве обеспечения заявки с 1 октября 2018 года участник будет вносить на специальный расчетный счет, открытый им в одном из банков, включенных в перечень Правительства Российской Федерации, в который в настоящее время попали 18 банков. После того как банк подпишет соглашения о взаимодействии со всеми операторами электронных площадок можно будет заключить с ним договор специального счета или дополнительное соглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального.

То есть теперь блокировкой средств будет заниматься не оператор электронной площадки, а банк. Механизм будет следующим: в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки будет направлять в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, а банк в течение одного часа с момента получения информации от оператора обязан осуществить блокирование денежных средств.

Следовательно, участник должен заранее позаботиться о наличии у него достаточного количества незаблокированных денежных средств на специальном счете на момент окончания подачи заявок.

По 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронных процедурах закупок может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. После истечения этого срока участник сможет выбрать: обеспечивать заявку денежными средствами или банковской гарантией.

Из плюсов: при наличии средств на специальном счете банк обязан начислять на них проценты. Размер процентной ставки оговаривается между сторонами в момент открытия счета.

Есть и сложности в правоприменении принятых поправок, на которые нужно обратить особое внимание.

При регистрации участником в единой информационной системе, аккредитации на электронной площадке не предусмотрено указание в составе информации и документов паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Вместе с тем, оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами обязан обеспечить предоставление заказчику такой информации при рассмотрении им заявок участников.

В настоящее время у операторов электронных площадок нет понимания того, каким образом выполнять указанную норму.

Вместе с тем, отсутствие паспортных данных в составе заявок является основанием для отказа в допуске к участию.

В связи с чем, участникам закупок рекомендуется прикладывать паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (участника), в составе заявки.

В настоящее время направлен запрос в Минфин России о представлении разъяснений в указанной части.

Просим участников закупок внимательно ознакомиться с этими и другими изменениями законодательства.



26 июля 2018
14:40
Поделиться