Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Внутренний туризм в ПФО: как создать альтернативу Турции

Внутренний туризм в ПФО: как создать альтернативу Турции

На втором году пандемии "берег турецкий", как, впрочем, и большинство турпродуктов, предполагающих выезд за рубеж, по всей видимости, останутся лишь мечтами россиян. Для любителей путешествий начинающийся сезон отпусков непредсказуем: из-за ковидных ограничений любые планы могут сгореть синим пламенем, причем с ощутимыми финансовыми потерями. На этом фоне растет актуальность внутреннего туризма: за счет повышения спроса он получает мощный импульс для развития. Вопрос, готова ли его переварить отечественная, в частности поволжская, туриндустрия.

Игра стоит свеч: по оценкам экспертов, емкость российского рынка туристических услуг составляет более $80 млрд, что превышает доходы нашей страны от экспорта нефти ($72 млрд). Отсюда долгосрочная стратегия России — увеличить число внутренних поездок к 2030 г. с 65 до 140 млн, а вклад туризма в валовый внутренний продукт страны — с 3,7 до 8,2 трлн рублей.

Уехать от пандемии

Парадоксально, но в то время как туристическая отрасль находится в критическом состоянии (таблица 1), россияне испытывают повышенный интерес к путешествиям: по-видимому, сограждане видят в них способ отвлечься (хотя бы на время) от тягостей коронавирусных ограничений и пройти эмоциональную перезагрузку.

По данным исследовательской компании Ipsos, которые были представлены на недавней самой крупной в России и ближнем зарубежье международной туристической выставке MITT-21, в текущем году почти 70% россиян планируют путешествовать внутри страны, 36% — за ее пределами, и лишь 16% готовы остаться дома. Тем не менее 42% респондентов Ipsos опасаются заболеть коронавирусом, 28% — не готовы проходить карантин в месте отдыха или получать справку об отсутствии COVID-19, а 37% — считают турпоездку слишком дорогим для себя удовольствием.   

При этом 70% россиян предпочитают пляжный отдых, на втором месте (47%) — отложенные из-за пандемии поездки к родным и близким, на третьем (30%) — пешие походы на природу в качестве альтернативы городской суете, удаленке и самоизоляции ради свободы и расширения кругозора.

Относительно продолжительности путешествия IPSOS приводит следующие данные: 55% респондентов назвали 8-14 дней, 18% — 4-7 дней, 17% — 15-20 дней, 8% готовы к поездкам на три и более недели, а 3% — всего на 1-3 дня. Оговоримся, однако, что все эти оценки наверняка будут скорректированы после перекрытия потока россиян на отдых в Турцию.

Индекс от "Стрелки"

Главным показателем эффективности туризма как сферы услуг в консалтинговой компании "КБ Стрелка" считают удовлетворенность туристов. Для исследования их ожиданий здесь с помощью искусственного интеллекта проанализировали более 6 млн пользовательских текстов, опубликованных в период с июля 2019 г. по июль 2020 года. Площадками для их сбора стали социальные сети, блоги, форумы, сайты отзывов (всего свыше 700 площадок разного уровня активности в освещении туристических тем).

По этим данным для каждого субъекта РФ был составлен индивидуальный образ, отражающий сильные и слабые стороны регионального туристического продукта (с точки зрения его потребителя) (таблица 2).

Регионы, отнесенные к известным, характеризуются повышенным числом отзывов (как положительных, так и отрицательных). В ПФО это национальные республики Татарстан, Чувашия и Марий-Эл, а также Пермский край, образы которых в большой степени основаны на нематериальном наследии.

Особый регион в ПФО всего один — Удмуртия. Число отзывов о ней тоже выше среднего (с преобладанием положительных), но поток туристов относительно низок и состоит в основном из ценителей культурной самобытности и уникального местного колорита.

Наибольшее количество поволжских регионов (восемь) "Стрелка" отнесла к малозаметным. Они отличаются числом отзывов ниже среднего с преобладанием среди них отрицательных. Причину низкой популярности этих регионов КБ видит в том, что здешняя среда и культура мало чем отличаются от действительности, окружающей большинство жителей европейской части России, что препятствует смене контекста и той перезагрузке, которая привлекает туристов в национальных республиках ПФО.

Особый образ сложился у туристов относительно Мордовии — скромный с числом отзывов ниже среднего с преобладанием среди них положительных. Здесь также низок турпоток, поскольку продвижению регионального турпродукта не уделяется достаточного внимания. Между тем необычный культурный контекст, создаваемый традициями, обычаями и искусством коренных народов республики, как правило, производят приятное впечатление на тех туристов, которые решаются ее посетить.

При разработке портретов регионов (таблица 3) КБ "Стрелка" опиралась на шесть составляющих турпродукта:
    • материальное наследие (здания, картины, скульптуры, памятники и так далее),
    • нематериальное наследие (музыка, кулинария, язык, традиции, литература и так далее),
    • природные факторы (горы, реки, леса, дикая фауна, озера, моря и так далее),
    • событийная программа (фестивали, спектакли, концерты и так далее),
    • туристическая инфраструктура (транспортная система, гостиницы, кафе, экскурсии, гиды, сувениры и так далее),
    • технологии и производство.

Турции

На втором году пандемии "берег турецкий", как, впрочем, и большинство турпродуктов, предполагающих выезд за рубеж, по всей видимости, останутся лишь мечтами россиян. Для любителей путешествий начинающийся сезон отпусков непредсказуем: из-за ковидных ограничений любые планы могут сгореть синим пламенем, причем с ощутимыми финансовыми потерями. На этом фоне растет актуальность внутреннего туризма: за счет повышения спроса он получает мощный импульс для развития. Вопрос, готова ли его переварить отечественная, в частности поволжская, туриндустрия.

Фото: 

Игра стоит свеч: по оценкам экспертов, емкость российского рынка туристических услуг составляет более $80 млрд, что превышает доходы нашей страны от экспорта нефти ($72 млрд). Отсюда долгосрочная стратегия России — увеличить число внутренних поездок к 2030 г. с 65 до 140 млн, а вклад туризма в валовый внутренний продукт страны — с 3,7 до 8,2 трлн рублей.

Уехать от пандемии

Парадоксально, но в то время как туристическая отрасль находится в критическом состоянии (таблица 1), россияне испытывают повышенный интерес к путешествиям: по-видимому, сограждане видят в них способ отвлечься (хотя бы на время) от тягостей коронавирусных ограничений и пройти эмоциональную перезагрузку.

По данным исследовательской компании Ipsos, которые были представлены на недавней самой крупной в России и ближнем зарубежье международной туристической выставке MITT-21, в текущем году почти 70% россиян планируют путешествовать внутри страны, 36% — за ее пределами, и лишь 16% готовы остаться дома. Тем не менее 42% респондентов Ipsos опасаются заболеть коронавирусом, 28% — не готовы проходить карантин в месте отдыха или получать справку об отсутствии COVID-19, а 37% — считают турпоездку слишком дорогим для себя удовольствием.   

При этом 70% россиян предпочитают пляжный отдых, на втором месте (47%) — отложенные из-за пандемии поездки к родным и близким, на третьем (30%) — пешие походы на природу в качестве альтернативы городской суете, удаленке и самоизоляции ради свободы и расширения кругозора.

Относительно продолжительности путешествия IPSOS приводит следующие данные: 55% респондентов назвали 8-14 дней, 18% — 4-7 дней, 17% — 15-20 дней, 8% готовы к поездкам на три и более недели, а 3% — всего на 1-3 дня. Оговоримся, однако, что все эти оценки наверняка будут скорректированы после перекрытия потока россиян на отдых в Турцию.

Индекс от "Стрелки"

Главным показателем эффективности туризма как сферы услуг в консалтинговой компании "КБ Стрелка" считают удовлетворенность туристов. Для исследования их ожиданий здесь с помощью искусственного интеллекта проанализировали более 6 млн пользовательских текстов, опубликованных в период с июля 2019 г. по июль 2020 года. Площадками для их сбора стали социальные сети, блоги, форумы, сайты отзывов (всего свыше 700 площадок разного уровня активности в освещении туристических тем).

По этим данным для каждого субъекта РФ был составлен индивидуальный образ, отражающий сильные и слабые стороны регионального туристического продукта (с точки зрения его потребителя) (таблица 2).

Регионы, отнесенные к известным, характеризуются повышенным числом отзывов (как положительных, так и отрицательных). В ПФО это национальные республики Татарстан, Чувашия и Марий-Эл, а также Пермский край, образы которых в большой степени основаны на нематериальном наследии.

Особый регион в ПФО всего один — Удмуртия. Число отзывов о ней тоже выше среднего (с преобладанием положительных), но поток туристов относительно низок и состоит в основном из ценителей культурной самобытности и уникального местного колорита.

Наибольшее количество поволжских регионов (восемь) "Стрелка" отнесла к малозаметным. Они отличаются числом отзывов ниже среднего с преобладанием среди них отрицательных. Причину низкой популярности этих регионов КБ видит в том, что здешняя среда и культура мало чем отличаются от действительности, окружающей большинство жителей европейской части России, что препятствует смене контекста и той перезагрузке, которая привлекает туристов в национальных республиках ПФО.

Особый образ сложился у туристов относительно Мордовии — скромный с числом отзывов ниже среднего с преобладанием среди них положительных. Здесь также низок турпоток, поскольку продвижению регионального турпродукта не уделяется достаточного внимания. Между тем необычный культурный контекст, создаваемый традициями, обычаями и искусством коренных народов республики, как правило, производят приятное впечатление на тех туристов, которые решаются ее посетить.

При разработке портретов регионов (таблица 3) КБ "Стрелка" опиралась на шесть составляющих турпродукта:
    • материальное наследие (здания, картины, скульптуры, памятники и так далее),
    • нематериальное наследие (музыка, кулинария, язык, традиции, литература и так далее),
    • природные факторы (горы, реки, леса, дикая фауна, озера, моря и так далее),
    • событийная программа (фестивали, спектакли, концерты и так далее),
    • туристическая инфраструктура (транспортная система, гостиницы, кафе, экскурсии, гиды, сувениры и так далее),
    • технологии и производство.

Анализ интернет-текстов туристической тематики дает представление о том, какие достоинства того или иного поволжского региона привлекают россиян. Судя по top-5 таблиц 2 и 3, это прежде всего материальное и нематериальное наследие, а также событийная программа.

Это еще раз подтверждает, что внутренний туризм — продукт для тех, кто хочет получить новые культурные и эмоциональные впечатления. Конечно, туристическая инфраструктура (курорты, гостиницы и удобный транспорт) тоже имеет немалое значение, но на ее создание нужны деньги и время, а для продвижения нематериальной культуры требуется меньше ресурсов, но больше творческих идей и нестандартных решений, а значит профессиональных компетенций.

Традиционными туристическими маршрутами в регионе являются: из Чебоксар в село Шоршелы (с экскурсией по Мемориальному комплексу летчика-космонавта СССР А. Г. Николаева и посещением музея космонавтики), в Мариинский Посад (с посещением районного краеведческого музея и экскурсией по городу), в Козловский район (с посещением историко-краеведческого дома-музея им. Н. И. Лобачевского и Птичьего полета), в Цивильск (с экскурсией по городу и посещением Тихвинского Богородицкого женского монастыря). 



ВолгаНьюс.рф
27 апреля 2021
09:48
Поделиться