15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей!
Ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, мировой общественностью отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день, движение потребителей объединяется, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире.
В России праздник отмечается с 1992 года. Тогда приняли закон “О защите прав потребителей”, который регулирует права и обязанности продавца и покупателя и сегодня.
Традицией стало каждый год затрагивать определенную тему и освещать вопросы мирового потребления.
Девиз всемирного дня защиты прав потребителей в 2023 году: «Empowering Consumers Through Clean Energy Transitions — Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии».
Стремительно растущая стоимость продуктов питания и энергии влияет на людей во всем мире, в результате чего миллионы людей в развивающихся странах оказались за чертой бедности.
Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям: энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений); энергетически чистый транспорт; чистое электроснабжение.
Ключевые характеристики чистой энергии – это устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников. Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией не экологичных предметов.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
В Чувашии вопросам защиты прав потребителей уделяется серьезное внимание.
По данным администраций районов и городов в 2022 году в систему защиты прав потребителей вовлечены 56 специалистов, которыми в течение года рассмотрены и даны разъяснения на 699 обращений потребителей (-661 к 2021 году), из них 241 обращение связаны с жалобами на оказание услуг в сфере торговли, 31 ед. – в общественном питании, 46 ед. - бытового обслуживания и 27 ед. в иных сферах платных услуг. Специалисты администраций помогли потребителям составить 44 претензии в защиту прав потребителей. В целях информирования населения о правах потребителей, а также повышения уровня знаний работников сферы потребительского рынка в вопросах защиты прав потребителей в 2022 году проведено 44 совещаний, 30 семинаров, 76 «круглых столов», оформлены информационные стенды и выставка, организованы 3 «горячих линии», в средствах массовой информации и социальных сетях размещены более 237 публикаций по данной теме.
За 2019-2021 годы в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей Чувашия заняла 10 место в группе из 18 субъектов Российской Федерации с высоким уровнем защищенности. И в этом немаловажную роль сыграли специалисты муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.