Дополнительные публичные консультации по проекту постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 марта 2015 г. № 83»
Минэкономразвития Чувашии проведена процедура оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 марта 2015 г. № 83» (далее – проект постановления). Информация размещена по ссылке: https://nk.cap.ru/projects/8572 . Проведены обсуждения проекта постановления с 17 июля 2024 г. по 7 августа 2024 г..
Проект постановления подготовлен в связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности».
Проектом постановления предусматривается внесение в Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.03.2015 № 83 (далее – Правила), изменений, аналогичных изменениям, внесённым в Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, согласно которым исключается правовая неопределенность порядка расчета размер платы по соглашению об установлении сервитута по рыночной стоимости.
Проектом постановления предлагается применять рыночную стоимость в качестве размера платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, либо в безвозмездное пользование, в случаях установления сервитута в отношении земельного участка, не предоставленного органу государственной власти, органу местного самоуправления, государственному или муниципальному унитарному предприятию, казенному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению и при условии, что стороной соглашения об установлении сервитута не является одно из указанных лиц.
Дополнительно вносятся изменения в пункт 2 Правил в части исключения правовой неопределенности связанной с исчислением налога на добавленную стоимость при определение размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В настоящее время в отношении земельных участков, являющихся государственной собственностью Чувашской Республики, заключено 13 соглашений об установлении сервитута в отношении 18 земельных участков либо частей земельных участков общей площадью 4 га на общую сумму 7 тыс. рублей, стороной правообладателя по указанным соглашениям выступает Минэкономразвития Чувашии. Согласно п. 2 Правил размер платы в отношении указанных земель определяется из расчета 0,01 % от кадастровой стоимости, так как указанные участки являются казной Чувашской Республики и свободны от прав третьих лиц.
В данном случае при определении размера платы за сервитут положения п. 3 Правил даже с формулировкой «может быть определен» не могут быть применены к расчету платы за сервитут, так как указанные участки не предоставлены в аренду либо на ином законном праве и вносимые проектом постановления изменения в п. 3 Правил не изменят размер платы в отношении вышеуказанных земель.
Согласно требованиям ст.39.24 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа в лице Минэкономразвития Чувашии на заключение такого соглашения не требуется.
Таким образом в ряде случаев соглашение об установлении сервитута заключается между землепользователем (арендатором, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования) и лицом желающим установить сервитут и из текущей редакции п. 3 Правил в данных случаях размер платы «может быть определен» на основании рыночной оценки, однако данная формулировка «может быть» как уже было отмечено говорит о том, что у сторон имеется выбор определения размера платы, что зачастую ведет к разногласиям сторон относительно размера и порядка расчета, что в свою очередь затягивает сроки подписания соответствующего соглашения.
В настоящее время в отношении земельных участков, являющихся государственной собственностью Чувашской Республики, переданных в аренду, заключено 5 соглашений об установлении сервитута в отношении 5 земельных участков либо частей земельных участков общей площадью 1,6 га на общую сумму 3 тыс. рублей, стороной правообладателя по указанным соглашениям выступают арендаторы земельных участков, при этом размер платы в отношении указанных земель также определен из расчета 0,01 % от кадастровой стоимости.
Вторая проблема связана с исчислением налога на добавленную стоимости при оплате за сервитут. Согласно требования законодательства в отличии от арендной платы оплата за сервитут облагается налогом на добавленную стоимость.
Так текущая редакция Правил при определение размера платы по соглашению об установлении сервитута на основании кадастровой стоимости земельного участка (в размере 0,01 %) не содержит «порядок» исчисления налога на добавленную стоимость. что для землепользователей и потенциальных обладателей сервитута также является предметом спора, виду наличия правовой неопределенности.
Просим принять участие в дополнительных публичных консультациях и представить предложения и замечания по электронной почте на адрес economy30@cap.ru не позднее 1 сентября 2024 года. Минэкономразвития Чувашии не будет иметь возможность проанализировать позиции, направленные после указанного срока.